6. Т–Х  

Т
«“Тексты пирамид”… были обнаружены в 1881 году братьями Э. и Г. Бругш в Саккаре на стенах погребальных помещений пирамиды Пепи I» (с. 356) – ср. в другой статье «энциклопедии» Солкина: «Пирамидный комплекс. …В 1881 году братья Э. и Г. Бругш совершили сенсационное открытие: на стенах погребальных помещений пирамиды Унаса … они обнаружили вертикальные столбцы иероглифических знаков – “Тексты пирамид”» (с. 270) – Пепи, Унас… да какая разница?! …«Тутмос. …В северном направлении Тутмос I вел активные кампании в Сирии, завоевав Речену и Нахарину (Сирию и Ливан) и дойдя до берегов Евфрата…» (с. 364) – ничего он там не завоевывал и активных кампаний «в северном направлении» не вел, а лишь однажды предпринял поход с целью разгрома государства Митанни на Евфрате, после чего в Передней Азии больше не появлялся; специальный акцент на такой особенности войсковых операций царей ранней XVIII династии сделан в [Прусаков Д.Б. Меднорудный фактор внешней политики фараонов Нового царства (рабочая гипотеза) // Петербургские египтологические чтения 2004. Тезисы докладов / Ред. А.О. Большаков. СПб., 2004. С. 12–16]… «Военная активность Тутмоса III поразительна: он осуществил около 14 кампаний в Азию…» (с. 365) – не читавший источников Солкин поразился бы еще больше, узнав, что в действительности Тутмос III с 22-го по 42-й годы своего правления «предпринял не менее 15 походов. Сколько их было совершено в остальные 12 лет его единоличного царствования, нам неизвестно» [Перепелкин Ю.Я. Образование «мировой» египетской державы (XVIII династия до солнцепоклоннического переворота, середина XVI – начало XIV в. до н.э.) // История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Ред. Г.М. Бонгард-Левин. М., 1988. С. 438]; примеры незнания Солкиным источников и египтологической литературы можно множить бесконечно: «наступило время окончательного создания египетской “военной империи”, включавшей в себя около 360 топонимов» – на самом деле начертанные Тутмосом III в храме Амона в Карнаке «списки покоренных городов и местностей Сирии-Палестины и Эфиопии содержали свыше шестисот названий» (Перепелкин. Образование «мировой» египетской державы. С. 440).

«К Ю.Я. Перепелкину можно по разному относиться. К его стилю – тем более… Но он был Профессионалом с большой буквы, выверявшим каждую ссылку из тысяч и отвечавшим за свои слова. В отличие от большинства наших современников» (из ЖЖ нашего современника: http://victorsolkin.livejournal.com/45372.html).

Солкин в одном из своих плагиаторских «трудов», за отсутствием приличных рекомендаций, ничтоже сумняся самоаттестовался как «специалист в области политической истории древнего Египта эпохи Нового царства» [Солкин В.В. Египет: Вселенная фараонов. М., 2001. C. 5]; реально же мы видим то, что видим, и не только в Новом царстве: «Тахарка. …если первое нашествие иноземцев на 16-м году своего правления Тахарке удалось остановить…» (с. 355) – cf.: «Taharqo. ...In the seventeenth year (c.674 BC) he defeated the invading armies of the Assyrian king...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 281]…

«Taharqo. Third pharaoh of the Napatan 25th Dynasty, who inherited the throne of Egypt and Nubia ... on the death of his nephew (or possibly cousin), Shabitqo... He recorded the early years of his reign on a series of stelae in his temple at Kawa, the first of which dated to the sixth year of his reign... The Assyrian king Esarhaddon ... succeeded in driving him out of Memphis... His successor Ashurbanipal wasted no time in reconquering Egypt, this time pushing down much further south to Thebes, forcing Taharqo to retreat in exile to the Kushite heartland around Napata... Once the Assyrian armies had withdrawn, the rulers of the princedoms of Lower Egypt plotted with Taharqo to restore him to power. The Assyrians, however, were alerted to the potential rebellion and promptly killed most of the Delta princes, leaving only the favoured Saite prince NEKAU I and his son Psamtek I as the Assyrian-backed joint rulers of Lower Egypt. Shortly afterwards, Taharqo died in Napata, leaving the throne to his nephew Tanutamani; he was buried in a pyramidal tomb at the royal cemetery of Nuri» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 281].

«Тахарка… – третий царь XXV “Кушитской” династии, воцарившийся на объединенном престоле Египта и Нубии после смерти своего двоюродного брата Шабатаки… Хроники первых лет этого царствования были зафиксированы на стелах храма в Каве, первая из которых датируется шестым годом правления фараона. Вторая половина царствования Тахарки … стала временем нашествия на страну войск ассирийского царя Ассархаддона… Его преемник Ашшурбанипал продолжил завоевание Египта и, не ограничившись взятием Мемфиса, дошел до Фив, изгнав двор Тахарки на юг, в Напату – сердце Кушитского царства… После ухода основной части ассирийских войск из Египта представители знатнейших египетских родов с севера страны вступили в переговоры с Тахаркой, пытаясь вернуть его на престол… Восстание в Нижнем Египте было потоплено в крови ассирийцами, установившими на египетском престоле в качестве вассальных правителей саисского вельможу НЕХО II и его сына Псамметиха I. Вскоре после этого Тахарка скончался в Напате, передав нубийский престол своему племяннику Танутамани. Мумия Тахарки была погребена в одной из пирамид царского некрополя в Нури» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 355].


У
Всего две статьи, и обе – плагиат:

«Wepwawet. Jackal-god who was already portrayed on the Narmer palette at the end of the fourth millennium BC. His cult was particularly connected with Asyut in the Pharaonic and Greco-Roman periods, with the result that the city was renamed Lykopolis (“wolf city”) in the Ptolemaic period. At Abydos his cult was celebrated in connection with that of Osiris...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 304].

«Упуат. Древний бог Упуат, почитавшийся в облике волка или дикой собаки, известен уже по изображениям на “палетке Нармера” (IV тыс. до н.э.). Культ этого божества процветал в среднеегипетском городе Ассиуте, который в греко-римский период был назван Ликополем – “Волчьим градом”… В Абидосе Упуат был тесно связан с культом Осириса…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 368–369].

«shabti. Funerary figurine, usually mummiform in appearance, which developed during the Middle Kingdom out of the funerary statuettes and models ... meaning “answerer”... The purpose of the statuettes was to spare their owner from menial corvée labour in the afterlife, which would be required for the deceased to produce his or her food... Some shabtis are uninscribed but most are decorated with Chapter 6 of the Book of the Dead... its basic purpose was to enable the shabtis to accomplish their tasks: “O shabti, if [name of deceased] be summoned to do any work which has to be done in the realm of the dead – to make arable the fields, to irrigate the land or to convey sand from east to west; “Here am I”, you shall say, “I shall do it””» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 266].

«Ушебти. Ушебти – тип погребальных статуэток умершего, обычно в виде запеленатой мумии. Такие статуэтки появились среди древнеегипетского гробничного инвентаря в Среднем царстве… Ушебти – “ответчик” должен был выполнять за умершего в загробном мире работы, назначенные ему, для того чтобы получить надлежащее пропитание… Часто на ушебти выписывалась 6-я глава “Книги мертвых”, которая должна была заставить статуэтку ожить и выполнить то, что от нее требовалось: “О ушебти! Если будет призван покойный выполнять любую работу, какую выполняют в загробном мире…: возделывать поля, обустраивать берега, перевозить через реку песок с запада на восток. “Я сделаю это. Я здесь!” – скажешь ты”» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 369].

«Знания древнеегипетского языка у автора также не особенно профессиональны, как это ни печально» («эксперт» Солкин, сам везде переводящий исключительно с «евроегипетского», горюет о ком угодно, только не о себе: http://victorsolkin.livejournal.com/44949.html).

И всегдашние недоразумения: в оригинале «орошение земель», а у Солкина непонятное «обустройство берегов»; в оригинале «from east to west», а у Солкина «с запада на восток»; неясно, зачем египтянам нужно было возить песок в этом направлении, если он и так перемещался туда ветрами пустынь [e.g. Butzer K. Some Recent Geological Deposits in the Egyptian Nile Valley // The Geographical Journal. 1959. V. 125. P. 75–79], причем в таких объемах, что одной из актуальных задач древнеегипетского быта в целом ряде регионов страны было предохранение культовых, жилых и хозяйственных территорий от наступавших на них эоловых песчаных дюн; о масштабах расчисток дает представление хрестоматийная история про Тутмоса IV и засыпанного песком гизехского сфинкса [Urk. IV, 1539a–1544].

«Увы, суррогата сейчас так много, что под ним многие порой не видят оригинал. И это обидно очень...» (ламентации Солкина в ЖЖ: http://victorsolkin.livejournal.com/45372.html).


Ф
«Фаюм. …был образцом гениальной инженерной мысли архитекторов Среднего царства, которые с помощью сложнейшей системы каналов, дамб и насыпей превратили озеро в естественный резервуар для прибывающих с паводком нильских вод, которые затем распределялись по полям в течение всего года» (с. 372) – странновато читать, что специфически инженерными гидротехническими задачами занимались «архитекторы»; кроме того, с вмешательством человека-хозяйственника фаюмский озерный резервуар не превратился в естественный, как «гениально мыслит» Солкин, а наоборот, навсегда прекратил свое естественное существование, что впоследствии, наряду с другими природно-климатическими и антропогенными факторами, привело к его деградации: усыханию и засолению Меридова озера (см. нынешний Биркет Карун); но даже не в том суть: древнее Меридово озеро в Фаюмской депрессии до этих работ было природным резервуаром-реципиентом нильской воды, которая испарялась с его обширной поверхности [Hassan F. Holocene Lakes and Prehistoric Settlements of the Western Faiyum, Egypt // Journal of Archaeological Science. 1986. V. 13. P. 483–501], смысл же работ был в том, чтобы с помощью вновь прорытых каналов сделать изначально бессточное озеро проточным и пригодным для ирригации дополнительной части низовых земель Египта…

«Thebes. Principal city of Upper Egypt and capital of the fourth Upper Egyptian nome. The archaeological remains of the city and temples of Thebes surround the modern city of Luxor on the east bank of the Nile, while the west bank is the site of the mortuary temples and tombs of kings and high officials from the Middle Kingdom to the end of the Pharaonic period. Because of its long and important history, Thebes has been a centre of archaeological research since at least the time of the Napoleonic expedition (1798–1802). The ancient Egyptians knew the town as Waset, ... but the Greeks called it Thebes...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 286].

«Фивы. Фивы являлись величайшим городом Верхнего Египта, столицей его IV нома. Археологические фрагменты жилого комплекса Фив и величественные храмы богов окружают современный город Луксор на восточном берегу Нила, тогда как на западном берегу реки располагаются заупокойные храмы и гробницы царей, усыпальницы и могилы их вельмож и подданных, живших здесь со Среднего царства вплоть до греко-римского периода. Благодаря своей богатейшей истории и огромному количеству бесценных памятников Фивы стали одним из основных центров археологического исследования Египта еще со времен экспедиции Наполеона Бонапарта (1798–1802). В древности этот город именовался Уасет; название Фивы было дано ему греками…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 385].

В этой же статье (с. 387) Солкин без ссылки на источник один в один передирает иллюстрацию «Plan of Thebes» из [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 287].

«Мне случайно принесли выпуск журнала “Всемирный следопыт”, посвященный Египту, в котором были десятки ошибок и... фотография, украденная с нашего сайта! Я охотно даю свои материалы, иногда и бесплатно, если мне нравится проект, но здесь шла речь о простом воровстве… Это реалии нашей страны. К ним надо относиться с разумной долей иронии, но иногда и лупить бездельников» (из ЖЖ Солкина, без комментариев: http://victorsolkin.livejournal.com/79400.html).


Х
«Hawara. Royal necropolis in the southeastern Fayum region, the most important element of which was the pyramid complex of Amenemhat III... Hawara was first identified by Lepsius in 1843 and later excavated by Flinders Petrie in 1888–9 and 1910–11. In the vicinity of Hawara Petrie also discovered a cemetery incorporating a number of Fayum mummy-portraits executed in encaustic...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 121].

«Хавара. Царский некрополь Хавара расположен в юго-восточной части Фаюмского оазиса; его важнейший памятник – пирамидный комплекс Аменемхета III. Впервые Хавара была обследована экспедицией Р. Лепсиуса в 1843 году, а позже изучалась Ф. Питри в 1888–1889 и 1910–1911 годах… К северу от комплекса Аменемхета III Питри обнаружил обширное греко-римское кладбище, откуда происходит значительная часть так называемых “фаюмских портретов”, выписанных в технике энкаустики…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 394–395].

«Hatshepsut. Daughter of Thutmose I and Queen Ahmose Nefertari, who was married to her half-brother Thutmose II... She had a daughter, Neferura, by Thutmose II...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 120].

«Хатшепсут. …знаменитая египетская царица, дочь фараона Тутмоса I и царицы Яхмес, супруга Тутмоса II, от которого она родила двух дочерей – Нефрура и Меритра…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 398].

Как в статье «Senenmut», так и здесь авторы словаря Британского музея утверждают, что у Хатшепсут была только одна дочь; то же можно прочесть по-русски: «Долгое время считалось, что Меритра-Хатшепсут (иначе – Хатшепсут II), ставшая супругой Тутмеса III и матерью Аменхотепа II, была младшей дочерью Хатшепсут и Тутмеса II, однако это предположение ни имеет никакого конкретного основания» [Большаков В.А. Политическая и культово-церемониальная роль египетских цариц эпохи Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.). Дисс. … канд. ист. наук. М., 2006. С. 84 со ссылкой на: Desroches Noblecourt C. La femme au temps des pharaons. P., 1994; Tyldesley D. Hatshepsout, la femme pharaon. Monaco, 1997]…

«А пусть шипят. Пока они шипят – я дело делаю. И в этом-то и есть разница... Люди в этой жизни никогда не прощают жесткое собственное мнение и собственный выбор, отличный от их тления. Проверено» (лично Солкиным: http://victorsolkin.livejournal.com/45372.html).

«Heket. Goddess represented in the form of a frog, a typical primordial creature which, at certain times of the year, was observed to emerge from the Nile, apparently reborn and thus perhaps emphasizing the coming of new life. She is first attested in the Pyramid Texts where she is said to have assisted in the journey of the dead king to the sky...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 123].

«Хекет. Богиня Хекет почиталась в облике лягушки, которая в египетском мировоззрении являлась одним из важнейших символов возрождения: многочисленные амфибии, появлявшиеся на берегах Нила сразу же после разлива реки, связывались с понятиями плодородия, изначальных времен, новой жизни. Впервые имя этой богини встречается уже в “Текстах пирамид”, где она выступает в качестве верного помощника царя, помогающего ему достичь неба…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 402].

«Herihor. High priest of Amun in Thebes during the reign of the last 20th-Dynasty ruler Rameses XI. Inscriptions of the last decade of the Dynasty refer to a “renaissance era”, durin which, although Rameses was still nominally the only legitimate ruler, the administration of Egypt was effectively divided between three men: the pharaoh himself, whose power-base was in Memphis and Middle Egypt, Smendes (his eventual successor) who controlled most of Lower Egypt from the Delta city of Tanis, and Herihor, who dominated Upper Egypt and Nubia...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 124].

«Херихор. Херихор был верховным жрецом Амона в Фивах во время правления последнего фараона XX династии Рамсеса XI. Надписи последних лет правления царя, ознаменовавшихся введением нового летосчисления согласно эре Ухем месут (“Возрождения”), свидетельствуют о том, что, несмотря на существование единого легитимного фараона, власть над Египтом в это время была разделена между тремя людьми: Рамсесом XI, правившим в Мемфисе, военачальником Смендесом, обосновавшимся в Танисе и захватившим в свои руки управление Дельтой, и Херихором, создавшим в Фивах теократическое государство…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 403].

«Khons. Moon-god, whose name means “wanderer”, typically represented as a mummiform human figure (occasionally hawk-headed) holding sceptre and flail and wearing the sidelock of youth with a headdress consisting of a horizontal crescent moon surmounted by a full moon. Like Thoth (another lunar deity), he was also portrayed as a cynocephalus baboon. He appears to have originally been associated with childbirth, and in the Theban region he was considered to be the son of Amun and Mut...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 151].

«Хонсу. Лунный бог Хонсу, имя которого переводится как “Странник”, изображался в виде мумифицированной фигуры младенца, иногда с головой сокола. В руках божество держит скипетр и плеть, на его голове – заплетенный локон юности и убор в виде серпа и полного диска луны. Хонсу мог изображаться и в облике павиана, подобно богу Тоту, также связанному с луной. Изначально Хонсу почитался и как божество, связанное с деторождением, сын Амона и Мут…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 405].


www.narod.ru
index.html

Hosted by uCoz