7. Ц–Я  

Ц
Всего две статьи. «Царица. …“Великая супруга царская” не только персонифицировала божество, но и … поддерживала династическую преемственность царской власти, рождая наследника престола» (с. 416) – «великий египтолог российский» Солкин строчит про все подряд, не разбираясь в вопросах; например, вторая жена Тутмоса I царица Мутнефрет не обладала титулом «великой супруги царской», хотя именно она родила наследника престола – будущего Тутмоса II; Тутмос III родился от простой наложницы Исет, при жизни также не имевшей этого титула; напротив, «великая супруга царская», «дочь царская» и даже фараон Хатшепсут не сумела утвердить на троне собственную дочь Нефрура; старшие жены Тутмоса III Меритра-Хатшепсут и Сат-Ях обе носили титул «великой царской супруги», при этом первая являлась матерью наследника престола Аменхотепа II и была предположительно царского рода, тогда как вторая ему точно не принадлежала и престолонаследников на свет не производила [см. Большаков. Политическая и культово-церемониальная роль египетских цариц эпохи Нового царства]; короче говоря, не знаешь – не пищи… «Царь» (с. 419 сл.) – общий уровень статьи такой: «На протяжении веков символическая суть царского могущества демонстрировала свою гибкость и способность к адаптации в любых политических и исторических условиях, оставаясь неприкосновенной и священной независимо от того, находилась ли египетская государственность на подъеме или пребывала в глубоком упадке. …В Египте сложилась уникальная ситуация, когда на протяжении нескольких тысячелетий можно проследить тесную взаимосвязь общества и царской власти, основанную на жестких и неизменных базовых принципах; разрушение этих принципов привело к падению и медленному угасанию не только самого понятия царской власти, но и цивилизации в целом… Равновесие власти царской и власти божественной было сломлено…, что привело в итоге к упадку великой цивилизации» (с. 419, 426) – по-видимому, это редчайший случай самостоятельного творчества Солкина, ибо скатать такую ахинею просто неоткуда; Солкин рисует какую-то сюрреалистическую картину цивилизации фараонов: вместо природы, экономики, социо- и политогенеза – туманные «базовые принципы», «священная символическая суть», «угасание понятий» и проч.; человек XXI века с дипломом историка девственно не понимает, как зарождаются, эволюционируют и терпят крах государства… почему, кстати, падение «цивилизации в целом» предшествует ее угасанию? …Солкин с непостижимой легкостью может написать, что царская титулатура состояла «из пяти имен, которые каждый фараон получал при восшествии на престол», и в том же абзаце противоречить самому себе: «пятое имя давалось царю еще при рождении» (с. 420)… «В начале правления V династии была сформулирована более четкая система легитимизации царской власти, проявившаяся в новом элементе царской титулатуры, объявлявшем фараона “сыном Ра”» (с. 423) – «сыном Ра» был уже фараон IV династии Джедефра… и т.д., и т.п.

«Гору критики я назвал бы кучей, просто потому, что бывает критика конструктивная, а бывает лживая имитация оной, сознательно размещаемая в рамках нечистоплотной конкуренции, распространенной в отечественной египтологии… Я, знаете ли, избирателен: меня интересует мнение тех, кто не просто желчно разглагольствует, а СДЕЛАЛ в своей специальности либо намного больше меня, либо хотя бы значительную часть того, что уже удалось мне» (дежурное, на все случаи: http://community.livejournal.com/museology_rsuh/27340.html).


Ч
Ничего нет. Зато проблем в египтологии – хоть отбавляй:

«Мало кто понимает, что главная проблема нашей египтологии в том, что студенты-историки учат язык, но совершенно не знают памятников, а искусствоведы, наоборот, с чисто искусствоведческой словоохотливостью описывают памятник, но не разбираются в религии и в языке. И это ужасно, потому что египтология – комплексная дисциплина» (кошмар, кошмар: http://victorsolkin.livejournal.com/45372.html).

Ш
«Shu. God of the air and sunlight, whose name probably means “he who rises up”. He was usually depicted as a man wearing a headdress in the form of a plume (which was the hieroglyph denoting his name). Apart from references in the Pyramid Texts and Coffin Texts, his cult is not attested until the New Kingdom... While Shu symbolized dry air, his sister-wife, Tefnut, was goddess of moisture or corrosive air...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 270].

«Шу. Шу – бог воздуха и солнечного света, чье имя возможно, переводится как “Поднимающий”. Он изображался в облике мужчины в парике, украшенном страусовым пером; иероглиф этого пера входил в состав имени бога. Несмотря на упоминание об этом божестве в “Текстах пирамид” и “Текстах саркофагов”, его культ получает широкое распространение лишь с началом Нового цаства… Шу персонифицирует сухой, благодатный воздух, в то время как его сестра-супруга Тефнут символизирует влагу и влажный воздух…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 428].


Щ
Ничего нет. Есть глобальные проблемы:

«Группа престарелых идиотов, оккупировавших ВАК, крупнейшие музеи и университеты протаскивает “своих”, т.е. тех, кто вовремя прогнулся в нужном месте и стал “служить”. Остальных пытаются забивать – в свое время в меня летело огромное количество камней – мстили за независимость и собственное мнение. Это очень большая проблема нашей египтологии» (ну, еще бы; престарелые египтологи любили кидаться камнями; как увидят камни, так и начинают ими в Солкина кидаться; иногда так разойдутся, что стоят все красные, идиоты, руками машут, камнями кидаются, просто ужас, прям Хармс: http://community.livejournal.com/ancient_ru/109469.html).

Э
«Esna. Site on the west bank of the Nile in Upper Egypt, 50 km south of Luxor. The main surviving archaeological remains are the sacred necropolis of the Nile perch (Lates niloticus) and the Greco-Roman temple dedicated to the ram-god Khnum as well as the goddess Neith and Heka (see MAGIC)... Important late Palaeolithic remains have also been found in the vicinity of Esna... (c.13,000–10,000 BC). The remains of Esnan sites include grinding stones and sickle blades associated with the cultivation of domesticated plants, as well as the stone points and scrapers associated with hunting and gathering...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 93–94].

«Эсна. Город Эсна расположен на западном берегу Нила в Верхнем Египте, в 55 км к югу от Луксора… Наиболее значимые археологические памятники этого района – некрополь священных окуней; … массивный греко-римский храм, посвященный богу Хнуму, богине Нейт и божеству магии Хека… Неподалеку от Эсны обнаружены следы нескольких палеолитических стоянок, датированных XIII–X тысячелетиями до н.э. Их обитатели, судя по найденным каменным зернотеркам, серпам, скребкам, активно занимались земледелием и охотой» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 436–437].

«Магистр истории» Солкин не в курсе даже, что в палеолите земледелия не было. В оригинале написано правильно: «охота и собирательство»; «cultivation of domesticated plants» – это еще не земледелие [cf. Haaland R. Sedentism, Cultivation, and Plant Domestication in the Holocene Middle Nile Region // Journal of Field Archaeology. 1995. V. 22. P. 157–174]; каменные вкладыши серпов (а не «серпы», как переводит Солкин) могли предназначаться также для срезания «дикоросов», входивших в пищевой рацион и использовавшихся в хозяйстве (того же папируса)…

«Оставим сложности “способа производства” тем, кому интересны кадастры, мне были интересны личности, царские семьи и памятники» (как Солкин прикажет себя понимать? ведь чуть выше он «авторитетно» разглагольствовал о том, что «египтология – комплексная дисциплина»: http://victorsolkin.livejournal.com/45372.html).


Ю
«Ювелирное искусство. …Лазурит … привозился с далекого Бадахшанского нагорья в Туркменистане» (с. 442); точно так же Солкин просвещает публику в своем ЖЖ: «Бадахшанское нагорье. Туркмения, должно быть» (http://victorsolkin.livejournal.com/57697.html) – как говорил один незабвенный киногерой, «карту купи, лапоть»; cf.: «lapis lazuli ... had to be imported ... directly from Badakhshan (in northeastern Afghanistan)» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 157–158]... не знаю, что еще сказать посетителям этого ЖЖ и «ассоциации Маат» им. Солкина, чтобы они поскорей разбегались от своего гениального гуру…

«jewellery. From the earliest times... During the Badarian period broad belts or “girdles” of green glazed stone beads were made. Later in the Predynastic period necklaces of faience beads were worn, along with bracelets and amulets of shell and ivory. In the Ist-Dynasty tomb of Djer at Abydos a dismembered arm decorated with four bracelets was discovered... These early examples of jewellery show considerable sophistication, and such precious materials as gold, lapis lazuli, turquoise and amethyst were already being used. ...In the 3rd-Dynasty tomb of Sekhemkhet at Saqqara, the excavations did reveal items of spectacular jewellery, including a delicate bracelet of gold ball-beads... The peak of Egyptian jewellery-making was undoubtedly the Middle Kingdom, when works of great elegance and refinement were produced, as in the case of the jewellery of Princess Khnemet, who was buried at Dahshur during the reign of the 12th-Dynasty ruler Amenemhat II... The earliest significant finds of jewellery in the New Kingdom derive from the tomb of Queen Ahhotep II...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 144].

«Ювелирное искусство. С древнейших времен… Уже в эпоху Бадарийской культуры … из зеленых глазурованных каменных бус создвались пояса и повязки. Позже были широко распространены фаянсовые ожерелья, а также браслеты и амулеты, выполненные из раковин и фрагментов слоновой кости. В гробнице царя I династии Джера в Абидосе была обнаружена рука мумии, забытая грабителями, на которой были надеты четыре изящных браслета, выполненных из золота, бирюзы, лазурита и аметиста… В незавершенной пирамиде царя III династии Сехемхета в Саккаре были обнаружены уникальные ювелирные изделия, в том числе браслет из золотых шаровидных бусин… Наивысшей точки развития технологии изготовления украшений египетские ювелиры достигли в эпоху Среднего царства, когда в гробницы царей и их приближенных помещались настоящие шедевры элегантности и мастерства. Прекрасным примером подобных памятников являются сокровища принцессы Хнумит, погребенной в Дахшуре во время правления фараона Аменемхета II… Наиболее ранние ювелирные произведения Нового царства происходят из гробницы царицы Яххотеп II…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 442–443].

«Какая незадача вышла, однако! Написать, по старинке, на Солкина, конечно, можно. Но вот сделать вместо Солкина то, что он делает и на том же уровне, – не вышло. Лучшей рекламы мне, чем этот пасквиль и вся эта ситуация, и придумать сложно, поскольку работой за свои слова товарищи совкового разлива ответить не могут. Не поняли идиоты, что в очередной раз шумно продемонстрировали очень многим людям все свое несоответствие званиям, степеням и должностям. Что и требовалось доказать и что кое-кто совершенно не учел» (Солкин о навеки наболевшем: http://victorsolkin.livejournal.com/73169.html).


Я
«language. Ancient Egyptian is probably the second oldest written language in the world, being preceded only by Sumerian in western Asia. It forms one of the five branches of a family of languages spoken in north Africa and the ancient Near East, known as Afro-Asiatic (or Hamito-Semitic). Because of various common elements of vocabulary and grammar, these five linguistic branches are thought to derive from an earlier “proto-language”. Ancient Egyptian therefore includes certain words that are identical to those in such languages as Hebrew, Berber and Tuareg...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 156].

«Язык. Древнеегипетский язык – один из древнейших в мире. Он составляет одну из пяти ветвей афро-азиатской (семито-хамитской) языковой группы; языки этой группы широко распространены в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Вероятно, все эти языки произошли от одного “протоязыка”, так как имеют много сходств в грамматике и словарном объеме; так, древнеегипетский язык включает в себя элементы, практически идентичные тем, что встречаются в иврите, берберском и туарегском языках…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 448].

«Да, первая российская Энциклопедия по египтологии состоялась, написана на современном европейском уровне, поддержана Высшим Советом по древностям, пользуется огромным спросом, и … написана без Вас, без вымирающих деградантов, имеющих себя “специалистами”, дающими друг другу степени и звания. Я буду рад, если через несколько лет Вы выпустите хоть что-то аналогичное и достойное. Только это очень сомнительно…» (что верно, то верно: http://egypt.kp.ru/forum/viewtopic.php?t=2023&sid=ccda0e5cca5801002320a7ac1f4b0e09).

Завершает «энциклопедию» Солкина карта (с. 460), перепечатанная без ссылки на источник из [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 7].

А предшествует этой неудобоваримой «энциклопедической» кухне указание на «авторские права» (с. 4):

© Издательство Арт-Родник, 2005
© Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ», тексты, 2005
© Солкин В.В., составление, подбор иллюстративного материала, 2005…

Солкин – прожженный плагиатор-захребетник, и взывать к его совести и здравому смыслу бесполезно. Но издательство-то о чем думало? Неужто о прибылях?

Солкин: «в издательстве, куда они этот пасквиль прислали, над ним хохотали в голос. Там привыкли уже к тому, что на меня пишут и совершенно не реагируют. Просто звонят и говорят, что сегодня опять помойка в почте пополнилась письмецом :-)» (http://victorsolkin.livejournal.com/121565.html). А вот и второе издание «энциклопедии» Солкина; издательство то же: «Арт-Родник» (http://victorsolkin.livejournal.com/122130.html). Но и это еще не все. «Круглый стол “Российская египтология: достижения, проблемы, перспективы” прошёл 8 апреля 2009 г. в рамках программы “Горизонты российской науки”, которую осуществляет Московская торгово-промышленная палата… В заключении круглого стола состоялось торжественное вручение Энциклопедии “Древний Египет” и других изданий Ассоциации советнику по культуре посольства АРЕ в РФ Магди Элиасу и гостеприимным хозяевам встречи – руководству Объединённой редакции изданий МТПП» (http://www.maat.org.ru/news/2009/2009-04-10.shtml).

Давно пора понять, что, связавшись с Солкиным (http://solkin-net.narod.ru/; http://solkin-shkolazlo.narod.ru/), можно потерять гораздо больше: уважение и доверие людей, да и не только. Согласно Гражданскому кодексу РФ, принятому Госдумой в 2006 г., использовать знак охраны авторского права © с указанием первого года опубликования может только обладатель исключительных прав на произведение (ст. 1271). «Автором произведения науки … признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное» (ст. 1257). В ДАННОМ СЛУЧАЕ ИНОЕ ПОЛНОСТЬЮ ДОКАЗАНО. «При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения…» (ст. 1302). Впрочем, у Солкина есть шанс «отмазаться»: его невежественные псевдонаучные пассажи, усеивающие «энциклопедию», не припишешь ни одному египтологу; в этом отношении он приоритетный и исключительный правообладатель.


www.narod.ru
index.html

Hosted by uCoz