5. П–С  

П
«Письменность» (с. 273 сл.) – на редкость бестолковая и безграмотная статья: «До нашего времени дошло огромное количество письменных памятников Древнего Египта. Это монументальные надписи на стенах храмов и обелиски, надписи в гробницах и заупокойные стелы, граффити на скалах и остраконы, иероглифические тексты на деревянных досках и керамических сосудах и многометровые папирусные свитки, которыми славилась страна пирамид. Египетские писцы, как это видно по сохранившимся статуям, обычно работали сидя на полу, скрестив ноги. Свиток папируса писец держал в левой руке…» – и далее в том же духе; сравним эти потуги на академизм со статьей в Большой Российской энциклопедии: «Египетское письмо, название письменности, фиксировавшей язык древних египтян. Характеризуется состоянием диграфии – параллельного существования двух своих разновидностей: священного (культового) и общегражданского письма… Первая еще в позднюю античность получила наименование “иероглифика”… Вторая была названа “эпистолографика”… ее современное научное обозначение – скоропись (иератика)» [Сущевский А.Г. Египетское письмо // БРЭ. Т. 9. М., 2007. С. 610–611] – коротко и ясно; однако у Солкина, назло врагам, пусть ущербный, но зато «независимый» взгляд на вещи: «Основой египетской письменности было иероглифическое письмо; два других вида письма – иератический и демотический – развились из иероглифического письма» – ср.: «Иероглифика и скоропись сформировались практически одновременно (последняя четв. 4-го тыс. до н.э.) и развивались параллельно, оказывая взаимное влияние на облик своих графем и принципы орфографии… Между 8 и 7 вв. до н.э. произошли существенные графич. изменения в скорописи, на ее основе последовательно появились т.н. аномальная иератика и демотика – графически чрезвычайно усложненные формы курсива» [Сущевский. Египетское письмо. С. 611]... Какая там у Солкина может быть «письменность», если в его статье нет ни одного иероглифа, а папирус со скорописью «Странствий Синухета» помещен вверх ногами (с. 274)! Перевирая исторический и лингвистический материал, Солкин по ходу дела охмуряет читателя еще и своими вечными пустопорожними заклинаниями наподобие: «Трепетное отношение египтян к своему письму было более глубоким, чем мы сегодня можем себе представить» (с. 275) – а коли не можем представить, откуда нам знать меру этой «глубины» и «трепетности»? … «Пища. …Свиньи были известны с Древнего царства» (с. 278) – какую область ни возьми, познания Солкина и его команды бесконечно далеки от энциклопедических; кости свиней в Египте были найдены археологами уже в древнейшем слое неолитического поселения Меримде, который датируется второй половиной VI тыс. до н.э. [e.g. Driesch A. von den, Boessneck J. Die Tierknochenfunde aus der neolithischen Siedlung von Merimde Benisalame am westlichen Nildelta. Muenchen, 1985]… «Козы и бараны были известны с достаточно раннего времени…» – не «бараны», а овцы; и что это за «достаточно раннее время»? Рановато с такой подготовкой замахиваться на энциклопедию… «Крупный рогатый скот … египтяне начали разводить довольно рано… в неолитическом поселении Меримде была найдена глиняная модель головы … быка» – эта «модель» не имеет отношения к египтянам; она принадлежит неустановленной культуре вышеупомянутого древнейшего горизонта Меримде, возможно, связанной с Левантом [Eiwanger J. Merimde-Benisalame I: Die Funde der Urschicht. Mainz am Rhein, 1984]… «Праздники. …В основе ритуального празднества лежало магическое восстановление сил правителя, заменившее его убийство в пожилом возрасте, практиковавшееся в архаическую эпоху» (с. 290) – впервые довелось прочитать, что раннединастических фараонов убивали, словно дряхлеющих первобытных бигменов; это взятое с потолка «открытие» Солкина, игнорирующего все известные источники, «посильнее “Фауста” Гете»… Доморощенный «египтолог-энциклопедист» и «лектор-эксперт» что-то никак не освоит историю и культуру фараоновского Египта. Даже его плагиат пестрит смехотворными нелепостями, отсутствующими в текстах оригиналов:

«papyrus (Cyperus papyrus). The heraldic plant of Lower Egypt... must have grown particularly profusely in the Delta marshes, although it also occurred elsewhere in Egypt...»

«Папирус. Геральдическое растение Нижнего Египта, папирус (Cyperus papyrus) – …некогда в изобилии произрастал в заболоченной Дельте и во многих других районах долины Нила…»

Дельта не была и не могла быть «районом долины Нила».

«Growing from the dense Nile mud, ...»

«Выраставший на комьях нильского ила сразу же после разлива, …»

Cyperus papyrus – не однолетний культурный злак (ячмень или эммер), всходивший в сезон перет, а многолетнее осоковое растение; произрастал он не на «комьях» ила (который ежегодно откладывался в заливной пойме Нила миллиметровыми слоями), а образовывал заросли на мелководье вдоль речного берега…

«...it was thought of as the plant that flourished on the primeval mound of creation and so was chosen for the columns of hypostyle halls, which some scholars have suggested might actually have become flooded during the inundation, adding to the symbolism... As a symbol of youth or joy (and the hieroglyphic sign meaning “green”), papyrus was particularly appropriate for presentation to the goddess Hathor...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 219].

«…папирус считался божественным растением, появляющимся на предвечном холме земли, сотворенном божеством. Именно поэтому папирус был избран прототипом для монументальных колонн гипостильных залов многих египетских храмов, которые во время паводка Нила, вероятно, иногда затоплялись и становились “живой иллюстрацией” египетской картины сотворения мира. Как символ юности, стебель папируса – уадж (“зеленый”) символизировал бессмертие, ассоциировался с культом богини Хатхор…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 266].

«Psamtek (Psammetichus). “Bitrh name” given to three kings of the 26th (or Saite) Dynasty. Psamtek I Wahibra and his father Nekau I of Sais were both carried off to Nineveh by the Assyrians, following their involvement in a plot led by the Kushite ruler Taharqo. While in exile they were supposedly indoctrinated into Assyrian ways (Psamtek being given the name Nabu-shezibanni), before being returned to Egypt as vassals of Ashurbanipal... Psamtek II Neferibra, son and successor to Nekau II, is well known because of the numerous surviving monuments bearing his name. He is also known to have launched an expedition against the Kushites, which penetrated deep into Nubia... Psamtek III Ankhkaenra, the son of Ahmose II, was the last king of the 26th Dynasty... he was executed by the Persian ruler Cambyses who invaded Egypt in 525 BC» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 229].

«Псамметих (Псамтик). Псамметих – личное имя трех царей XXVI “Саисской” династии. Псамметих I Уахибра и его отец Нехо I были увезены в Ниневию ассирийцами в наказание за то, что поддержали восстание против Ассирии с целью восстановить на престоле правителя XXV династии Тахарку. После полного подчинения завоевателю, вплоть до принятия Псамметихом ассирийского имени Набушезибанни, они вернулись в Египет в качестве вассалов царя Ашшурбанипала… Псамметих II Неферибра – сын и преемник Нехо II, хорошо известный благодаря многочисленным прекрасно сохранившимся памятникам, носящим его имя. Важнейшим внешнеполитическим событием этого царствования стал успешный поход далеко в Нубию с целью навсегда изгнать из страны кушитских царей… Псамметих III Анхкаэнра, сын Амасиса, был последним правителем XXVI династии, которая пала под нашествием войск персидского царя Камбиза, захватившего Египет в 525 году до н.э.» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 292–293].

«bee. According to the Egyptian myth bees were the tears of the sun-god Ra... Bee-keepers are represented on a relief of Niuserra from his sun temple at Abu Gurab, as early as the 5th Dynasty. This record indicates that apiculture, already attested as early as the Neolithic period, was well organized by the middle of the Old Kingdom... The religious significance of the bee also extended to an association with the goddess Neith, whose temple at Sais was known as per-bit (“the house of the bee”). One of the king’s names, from the 1st Dynasty onwards, was nesw-bit: “He of the sedge and the bee”, which is conventionally translated as “king of Upper and Lower Egypt”» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 51].

«Пчеловодство. В египетских преданиях пчелы представлялись слезами солнечного бога Ра… Древнейшее изображение пчеловодов и пасеки сохранилось на рельефе из солнечного храма Ниусерра в Абу Гуробе (V династия), однако это лишь дополнительное свидетельство широкого распространения в эпоху Древнего царства пчеловодства, зародившегося в Египте еще в неолите… Религиозное значение пчел подчеркивалось их связью с богиней Нейт, чей храм в Саисе иногда именовался пер бит – “дом пчелы”. Одно из имен царской пятичленной титулатуры – несу бити, символизирующее власть царя над Верхним и Нижним Египтом, со времени правления царя I династии Дена включает в себя иероглиф пчелы и дословно переводится как “Тот, [кому принадлежат] пчела и тростник”» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 297–298].

Не знаю, с какого языка Солкин взял свой «дословный перевод» этого царского титула, но и по-английски, а главное, и по-египетски его смысл диаметрально противоположный: «тот, кто принадлежит тростнику (осоке) и пчеле» [e.g. Gardiner A. Egyptian Grammar. 3rd edition. Oxf., 1957. P. 73]. Как видно, у «выдающегося египтолога» пожизненные проблемы с обоими языками.

«Мне повезло, я успел и с памятниками основательно познакомиться и учить язык в системе Академии наук. Сначала это был Кабинет египтологии, позже – ЦЕИ РАН, у Галины Беловой. – Ты любишь древнеегипетский язык? – Для меня язык – это орудие, инструмент. Его надо знать, чтобы оперировать с текстами, категориями, теми же памятниками» (из интервью с Солкиным в сети: http://arheo.manefon.org/?p=211).


Р
«Роспись. …В додинастическом и раннединастическом Египте росписи зданий и предметов чаще всего имитировали различные плетеные изделия, связки растений» (с. 309) – какие здания автор (Лебедев) нашел в доисторическом Египте?! И сколько он знает архаических зданий с росписью, чтобы с такой уверенностью судить о частоте тех или иных ее изобразительных мотивов в ту эпоху?

«И кто теперь виноват, что Максим Лебедев, несмотря на возраст, был способен качественно написать материал и там самым заслужил право написать в книгу несколько статей» (у Солкина надо еще заслужить право участвовать в его аферах: http://egypt.kp.ru/forum/viewtopic.php?t=2023&sid=ccda0e5cca5801002320a7ac1f4b0e09).

«Ra (Re). Heliopolitan sun-god whose cult is first attested in the name of the 2nd-Dynasty ruler Raneb (c.2865 BC). The cult of the sun was celebrated particularly at Heliopolis (ancient Iunu), now largely covered by the northern suburbs of Cairo. Numerous aspects of the material culture and religion of the Old Kingdom were influenced by the cult of Ra, but it was not until the 4th Dynasty, when the royal title sa Ra (“son of Ra”) was introduced by Djedefra, that the worship of the sun-god reached its peak...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 239].

«Ра. Бог солнца Ра – одно из важнейших божеств египетского пантеона. Отзвуки его культа впервые встречаются в имени царя II династии Ранеба (ок. 2800 г. до н.э.). Культовый центр солнечного бога издревле находился в городе Иуну, названном греками Гелиополем, в настоящее время практически полностью поглощенном северными окраинами Каира. С культом Ра были связаны многие аспекты духовной жизни и материальной культуры Египта Древнего царства; при царе IV династии Джедефра имя солнечного бога вошло в титулатуру фараона, который отныне величался “сыном Ра”»… [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 300].

«Renenutet. Cobra-goddess, protector of the king, and goddess of fertility who was represented as a cobra or a woman with a cobra head, sometimes nursing a child. Her name may be translated as “the nourishing snake”. In the Old Kingdom she was regarded as an important guardian of the king, who united with Wadjyt as a fire-breathing cobra to protect him in the afterworld... As the “lady of fertile fields” and “lady of granaries” she was responsible for securing and protecting the harvest. Her cult enjoyed particular popularity at the city of Dja (Medinet Maadi) in the Fayum region where a festival was annually celebrated for her, and where she was linked with the gods Sobek and Horus... in the Book of the Dead ... she is said to be the mother of Horus from a union with Atum» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 245].

«Рененутет. Богиня-змея Рененутет почиталась как повелительница плодородия и защитница царя. Иногда она изображалась также в облике женщины со змеиной головой, кормящей фараона грудью. Имя богини переводится как “кормящая змея”. В эпоху Древнего царства Рененутет считалась могущественной защитницей царя, часто отождествлялась с Уаджет и представлялась грозной богиней, своим огненным дыханием защищающей фараона в мире ином… Как “владычица плодоносящих полей” и “госпожа закромов”, Рененутет хранила урожай и отпугивала от полей воров. Ее культ был особенно популярен в Мединет Маади (Фаюм), где в честь богини происходило ежегодное празднество; здесь она считалась супругой Себека и матерью Хора… В “Книге мертвых” упоминается, что именно Рененутет родила Хора от союза с Атумом» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 308].


С
«Сексуальность и эротика. До недавнего времени древнеегипетская цивилизация многим представлялась практически лишенной сексуального аспекта» (с. 325) – и кто же эти «многие», так долго считавшие Египет цивилизацией без секса? Во всяком случае, у автора статьи Ларченко нешуточный зуд изречения «откровений», чем он едва ли не перещеголял здесь самого Солкина… «В Египте был известен гомосексуализм… Традиционная культура причисляла гомосексуализм к грехам…» (с. 326) – ну а нетрадиционная, понятно, нет, коль скоро существовали «интимные рельефы из общей гробницы вельмож Нианххнума и Хнумхотепа в Саккаре, занимавших должности старших маникюров при дворе…»; «элитным меньшинствам» в древнем Египте, похоже, фартило, а вот «зоофилия … собственно египетскими источниками не подтверждается» – даже не верится, что столь начитанные в нетрадиционном древнеегипетском сексе вьюноши застенчиво обошли онанизм, которым занимался сам солнечный Ра (см. гелиопольскую версию предания о сотворении мира в [Faulkner R. The Papyrus Bremner-Rhind. Bruxelles, 1933])… «Селкет» (с. 327) – фото к этой статье обрезано сверху так, что на голове богини отсутствует характерная фигурка скорпиона; подобная «иллюстрация» – полнейший нонсенс (для непосвященных – просто какая-то тетка с подведенными глазами)… «Сети. …Бельцони вывез памятник в Лондон, где он выставлен в настоящее время в музее Джона Слоана» (с. 334) – ср.: «Бельцони послал этот саркофаг в Лондон… позже его купил сэр Джон Соун для своей частной коллекции, где саркофаг пребывает и поныне» [Замаровский. Их величества пирамиды. С. 64]; для справки, имя сэра – John Soane; Солкин путает буквально все: стороны света, страны, топонимы, имена, события, даты… «Синай. Синайский полуостров, расположенный между Египтом и Ливаном…» (с. 340) – возможно, Солкин имел в виду Левант; но это только догадка; скорее всего, он просто не знает географию Ближнего Востока и никогда не читал карту этого региона… «Снофру. …В титулатуре Снофру … впервые его личное имя было обрамлено овалом-картушем…» (с. 342) – если Солкин имеет в виду имя n(j)-sw.t-bj.tj, то его написание в картуше практиковалось уже при III династии (н-р, предположительно, имя фараона Санахта – Небка, см. Д)…

«Saqqara. Site of the principal necropolis of the ancient city of Memphis, situated some 17 km from the Giza suburb of Cairo, which was in use from the 1st Dynasty (3100–2890 BC) to the Christian period (AD 395–540). The entire length of the site is about six kilometres, with a maximum width of about 1,5 km. It has been suggested that the name of the site may be derived from that of the god Sokar, although Arab chroniclers state, more plausibly, that it derives from the name of an Arab tribe once resident in the area» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 245].

«Саккара. Саккара – основной некрополь древнего Мемфиса, расположенный в 17 км к югу от Каира на западном берегу Нила. Первые погребения в Саккаре датируются временем правления I династии, последние, христианские, – VI веком н.э. Название этого гигантского кладбища, протянувшегося более чем на 6 км в длину и на 1,5 км в ширину, вероятно, происходит от имени мемфисского бога заупокойного культа Сокара, хотя арабские историки утверждают, что так называлось одно из арабских племен, когда-то обитавшее неподалеку…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 318].

«Satet. Goddess associated with the island of Elephantine at Aswan and guardian of the southern frontiers of Egypt. She was usually depicted as a woman wearing the white crown of Upper Egypt, with antelope horns on either side of it. From the New Kingdom onwards, she was regarded as the wife of the creator god Khnum. She was also considered to be the mother of Anuket the huntress...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 252].

«Сатет. Сатет – богиня-покровительница острова Элефантина (Абу) и города Асуан (Сунну), защитница южных границ египетского государства. Богиня изображалась в виде женщины, увенчанной белой короной Верхнего Египта, обрамленной рогами антилопы орикса. С эпохи Нового царства Сатет считалась супругой бога Хнума, владыки порогов, и матерью Анукет, богини – покровительницы охоты…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 323].

«Senenmut. Chief steward in the reign of Hatshepsut, who appears to have been born at Armant of relatively humble parents (Ramose and Hatnefer). He entered royal service in the reign of Thutmose II, and under Hatshepsut he became the most influential member of the court. His numerous titles included the role of steward of Amun and tutor to Hatshepsut’s ONLY DAUGHTER, Neferura... [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 258].

«Сененмут. Сененмут – знаменитый египетский архитектор и фаворит царицы Хатшепсут. Он происходил из незнатной семьи Рамосе и Хатнефер из Арманта; начав службу при царском дворе в Фивах при фараоне Тутмосе II, Сененмут стал при Хатшепсут одной из наиболее влиятельных персон в окружении царицы. Его огромная официальная титулатура включала в себя такие значимые должности, как “слуга Амона” и “воспитатель” СТАРШЕЙ ДОЧЕРИ ЦАРИЦЫ, принцессы Нефрура…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 327].

«Serapeum. Term usually applied to buildings associated with the cult of the Apis bull or that of the later syncretic god Serapis. The Memphite Serapeum at Saqqara, the burial-place of the Apis bull, consists of a series of catacombs to the northwest of the Step Pyramid of Djoser... The Serapeum serving as the cult centre of Serapis was located at Alexandria, ... but was sacked by Christians when Theodosius issued an edict in AD 391... With the spread of the cult of Serapis, other such cult-centres were constructed, including one at the Greek holy site of Delos, which was founded by an Egyptian priest in the third century BC» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 260].

«Серапеум. Название Серапеум носили ритуальные и погребальные комплексы, связанные с культом быка Аписа или, в греко-римский период, с культом синкретического божества Сераписа. Мемфисский Серапеум в Саккаре, служивший местом погребения Аписов, воплощавших ба бога Птаха, состоит из серии катакомб, расположенных к северо-западу от пирамидного комплекса царя Нечерихета Джосера… Серапеум Александрии – важнейший культовый центр бога Сераписа… К сожалению, надземная часть Серапеума была полностью разрушена христианами по указу императора Феодосия в 391 году н.э. …С распространением культа Сераписа в эллинистическом мире Серапеумы были возведены и вне Египта. Так, один из них был основан в III веке до н.э. египетским жрецом в Греции, на острове Делос» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 332].

Ввернув для вящей солидности в текст британских авторов понятие «эллинистический мир», Солкин совершенно не учел того, что существует «проблема географических границ распространения эллинизма; если для этой эпохи мы считаем характерным взаимопроникновение греческих и местных элементов, то можно ли и в какой степени считать эллинистической страной Грецию» [Эллинизм: экономика, политика, культура / Ред. Е.С. Голубцова. М., 1990. С. 5].

«Не любишь ты советскую академическую систему. – И не скрываю этого. Она многих погубила, исказила многие работы, уничтожила массу идей… Ты представить себе не можешь, скольких молодых специалистов у нас затоптали. Просто потому, что были умнее, прозорливее своего научного руководителя» (из интервью с Солкиным в сети: http://arheo.manefon.org/?p=211).


www.narod.ru
index.html

Hosted by uCoz