4. К-О  

К
«Кахун – см. Лахун» (с. 161); «Лахун… Город Кахун, расположенный к северу от пирамиды … примыкал к “нижнему” заупокойному храму Сенусерта II» (с. 185) – Солкин уже в который раз демонстрирует свой редкостный «профессионализм», путая стороны света в предельно очевидной ситуации; «город» лежал не к северу, а к востоку от пирамиды [e.g. Kemp B. Ancient Egypt: Anatomy of a Civilization. L., 1991. Fig. 53]; иначе и быть не могло, поскольку он соседствовал с долинным храмом, который располагался на стыке речной поймы и «пустыни»… к сообщению, что Кахун-Лахун «был расчищен Ф. Питри в 1889 году» (с. 185), неплохо было бы добавить хоть пару слов о возобновлении его раскопок в 1991 г. экспедицией Королевского музея Онтарио (Royal Ontario Museum)…

«Лахун. …Массивная стена делила город на две части. В восточной части находился дворец, караульные помещения, большие дома знати, склады и несколько улиц с домами меньшего размера. В западной части города ютились многочисленные дома ремесленников. Дворец был расположен на холме, значительно выше других зданий города. Стены его внутренних помещений были покрыты штукатуркой и ярко расписаны, в некоторых залах потолок поддерживали колонны…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 185].

Ср.: «Массивная стена делила город на две части. В восточной находился дворец, караульные помещения, большие дома знати, склады и несколько улиц с домами меньшего размера. В западной же части города, за стеной, ютились домики ремесленников. Дворец был расположен на холме, значительно выше других зданий… Стены комнат были оштукатурены и покрыты яркой росписью. Некоторые помещения имели деревянные (протодорические или пальмовидные) колонны с каменными базами…» [Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. СПб., 2001. С. 247–248].

Я уже встречал эту цитату в [Прусаков Д.Б. Рецензия на: В.В. Солкин. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. М.: Алетейа, 2000. 264 с., ил.; В.В. Солкин. Египет: Вселенная фараонов. М.: Алетейа, 2001. 448 с., ил. // Восток (Oriens). 2003. N 1. C. 188; см. http://solkin-net.narod.ru/]. Солкин перетаскивает свой замшелый плагиат из книги в книгу (а оттуда – в ЖЖ), да еще и без зазрения совести постоянно ссылается на него в «энциклопедии» как на самостоятельную работу. Не поверил бы, не увидев собственными глазами. Впрочем, это цветочки, ягодки вот они:

«Когда у Вас многие годы будут откровенно воровать результаты Вашей работы, причем серьезной и очень объемной, Вы тоже вряд ли будете хвалить того, кто украл. Просто пока Вы еще не столкнулись с этим в таком объеме, с которым сталкивался я» (http://community.livejournal.com/museology_rsuh/27340.html).

«“Книга мертвых”. Термином “Книга мертвых” в египтологической литературе обозначается древнеегипетский заупокойный текст эр ну перет эм херу – “Речения выхода (души) в день”… Название “Книга мертвых” – это калька с арабского Kitab al-Mayyit (“Книга мертвого человека”). Этим термином жители Египта XIX века обозначали папирусные свитки с иероглифическими текстами и виньетками, которые часто находили в гробницах и усыпальницах своих предков… Общее число изречений, которые встречаются в разных свитках с этим текстом, – 193… Принятая нумерация глав была впервые введена в научный оборот Р. Лепсиусом на базе изданного им экземпляра текста, датирующегося греко-римским периодом, когда общий перечень изречений был приведен к единой системе. Содержание “Книги мертвых” можно условно разделить на четыре большие части по системе, предложенной А. Морэ: главы 1–16 – шествие погребальной процессии к некрополю, молитвы о “выходе в день”, гимны Ра и Осирису; главы 17–63 – “выход в день” и возрождение умершего, его победа над силами тьмы и его власть над стихиями; главы 64–129 – “выход в день” – трансформация умершего в божество, приобщение его к солнечной ладье, познание таинств и загробный суд; главы 130–162 содержат прославление умершего. Таково содержание непосредственно “Речений выхода (души) в день”; перед 163-й главой имеется дополнительное заглавие: “Привнесенное из другой книги в добавление к перет эм херу”, далее следует еще 30 глав. Большую роль в свитке играли виньетки, часто выполненные с необычайным мастерством и ставшие первым примером книжной иллюстрации в истории человечества…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 164–165].

Ср.: «“Книга Мертвых” – это калька с арабского Kitab al-Mayyit (“Книга мертвого человека”). Этим термином нынешние египтяне обозначали папирусные свитки с таинственными письменами и рисунками, которые они находили вместе с мумиями своих далеких предков… Подлинным названием произведения было “Эр ну перэт эм херу” – “Изречения выхода в день”… Общее число изречений, обнаруженных в разных экземплярах “Книги Мертвых”, – 193… Нынешняя нумерация глав была предложена немецким египтологом прошлого века Р. Лепсиусом на основании изданного им экземпляра “Книги Мертвых” достаточно поздней, Птолемеевской эпохи (305–30 гг. до н.э.), когда порядок следования изречений был уже унифицирован… Содержание “Книги Мертвых” можно разделить на четыре части (как это сделал французский египтолог А. Морэ): 1) Главы 1–16: шествие погребальной процессии к некрополю; молитвы о “выходе в день”; гимны солнцу и Осирису. 2) Главы 17–63: “выход в день” и возрождение умершего; его победа над силами тьмы; бессилие врагов; власть умершего над стихиями. 3) Главы 64–129: “выход в день” – превращение умершего в божество; приобщение его к солнечной ладье; познание разных таинств; возвращение в гробницу; загробный суд. 4) Главы 130–162: прославление умершего… Это – содержание собственно “Перэт эм херу”; перед 163-й главой стоит заглавие: “Привнесенное из другой книги в добавление к “Перэт эм херу””, и далее следует еще 30 глав. Колоссальную роль играли рисунки (часто – высочайшего уровня мастерства), помещаемые вместе с текстом: первый в истории пример книжной иллюстрации…» [Чегодаев. Древнеегипетская «Книга Мертвых». С. 145, 152–153].

«Человек уходящего времени не может понять законы и закономерности нового времени, когда люди ... пишут энциклопедии за полтора года. Мир изменился и те, кто не может адаптироваться к этим изменениям, воспринимают их с ужасом, не позволяя себе из элементарного чувства самосохранения понять, что сейчас иное время, иные принципы… Новое поколение пишет иначе, пишет чаще, учится по другому» (без комментариев: http://victorsolkin.livejournal.com/73657.html; http://victorsolkin.livejournal.com/73657.html).


М
«Min. Ithyphallic fertility god and symbol of male potency, who served also as protector of mining areas in the Eastern Desert. He was associated first with the site of Koptos and later with Akhmim, which became known as Panopolis in the Ptolemaic period, because of the Greeks’ association of Min with the god Pan. Characteristic Pharaonic depictions show him as a mummiform human figure holding his erect phallus with his left hand, while his right arm is raised in a smiting gesture, with a flail simultaneously poised above his hand...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 187].

«Мин. Мин – бог плодородия и мужской сексуальной силы, почитавшийся также как … покровитель караванных путей и копей Восточной пустыни. Культовыми центрами Мина были Коптос и, позже, Ахмим, получивший в птолемеевское время у греков название Панополь ввиду отождествления Мина с греческим Паном. Мин изображался в виде мумифицированной фигуры с эрегированным фаллосом в левой руке и плетью в высоко поднятой правой…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 226].

Прервемся, чтобы уточнить: это статья не Солкина, а некоего Ларченко, солкинского компьютерщика и по совместительству «вице-президента ассоциации Маат»; самотитулованные неучи образовали целую ассоциацию плагиаторов:

«...An ink drawing on a stone bowl from the tomb of the late 2nd-Dynasty king Khasekhemwy is probably the earliest example of the anthropomorphic, ithyphallic portrayal of Min, but there are also three limestone colossal statues excavated by Flinders Petrie at the site of Koptos...» [ibid.].

«…Самыми ранними изображениями Мина считаются прорисовка краской на каменном сосуде из гробницы царя II династии Хасехемуи и уникальные известняковые колоссальные изображения бога в итифаллическом облике, обнаруженные Ф. Питри в Коптосе…» [там же].

Порядка ради: на Палермском камне есть сообщение об имевшем место еще при I династии, задолго до Хасехемуи, «рождении» (возможно, изготовлении статуи) Мина, включающее его итифаллическое изображение [Schaefer H. Ein Bruchstueck altaegyptischer Annalen. B., 1902. Taf. I, 2, N 9]… и тот же «грамотей» Ларченко с характерным для дилетанта наукообразием:

«Медицина. Египетская медицина, как и врачевание в любом другом традиционном обществе, сочетала в себе религиозный подтекст и магические заклинания с лекарственными препаратами, разработанными в процессе тщательного наблюдения за пациентами. Любое разделение египетской медицины на магию и собственно медицину, иногда встречающееся у современных исследователей, противоречит самим основам этого комплексного явления древнеегипетской культуры… Хирургический папирус Эдвина Смита (ок. 1600 г. до н.э.), один из самых известных египетских медицинских текстов, долгое время считался плодом трудов военного хирурга; однако недавно было установлено, что скорее всего его автор был непосредственно связан с процессом строительства пирамид, обслуживая пострадавших рабочих и строителей… Кахунский медицинский папирус (ок. 2100–1900 гг. до н.э.) – наиболее древний из известных нам медицинских свитков, который, возможно, являлся источником части текстов папирусов Рамессеума IV–V и папируса Карлсберг VIII, – посвящен гинекологии, самым различным видам женских заболеваний, беременности и развитию плода… Берлинский папирус (ок. 1550 г. до н.э.) … приводит древнейший в истории человечества тест на беременность… Медицинский папирус Эберс (ок. 1555 г. до н.э.), гигантский свиток более 20 м в длину, насчитывает 876 предписаний и рецептов по излечению ран, болезней желудка, кожных заболеваний и сложных гинекологических случаев… Папирус Херст (ок. 1550 г. до н.э.) насчитывает 250 предписаний для лечения переломов костей… Папирус Бруклин практически полностью посвящен укусам змей и противоядиям, а папирус Честер Битти VI (ок. 1200 г. до н.э.) – болезням кишечника и ануса. Лондонский медицинский папирус – один из лучших примеров египетского многопланового подхода к лечению болезней, когда в каждом случае применяются одновременно и практический рецепт, и необходимые заговоры и заклинания, и, наконец, ритуальные действия…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 214–216].

«medicine. Egyptian medicine was a mixture of magical and religious spells with remedies based on keen observation of patients, and any attempt to impose the modern distinction between magic and medicine usually only confuses the picture... The Edwin Smith Medical Papyrus (c.1660 BC) was once thought to be the work of a military surgeon, but recent opinion suggests that its author may have been a doctor associated with a pyramid-building workforce... The Kahun Medical Papyrus (c.2100–1900 BC), which may also be the original source for the Ramesseum IV–V and Carlsberg VIII papyri, deals with the ailments of women and is particularly concerned with the womb and the determination of fertility... The Berlin Papyrus (c.1550 BC) ... contains the earliest known pregnancy test... The Ebers Medical Papyrus (c.1555 BC) was originally over 20 m long and consisted simply of a list of some 876 prescriptions and remedies for such ailments as wounds, stomach complaints, gynaecological problems and skin irritations... The Hearst Papyrus (c.1550 BC) is inscribed with over 250 prescriptions, a number of which deals with broken bones... The Brooklyn Papyrus deals with snakebites at great length, while the Chester Beatty VI Papyrus (c.1200 BC) is concerned only with diseases of the anus. The London Papyrus is one of the best examples of the Egyptian three-pronged approach to healing, which might be described as holistic in modern terms. It consists of a combination of magical spells, rituals and practical prescriptions...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 175–176].


Н
«Нил» (с. 240 сл.) – статья Солкина в ассоциации с Ларченко… Нил (далее Белый) у них почему-то начинается «ниже озера Виктория»; о его истоке – реке Кагера, впадающей в Викторию, авторский тандем умалчивает, равно и о таких мелочах, как истоки и гидрография Голубого Нила, поставлявшего в Главный взвешенные среднеглинистые наносы и растворенные питательные вещества, которые сформировали тучные почвы Египта; отсюда недоразумения: «Разлив реки делал затопляемые территории долины и дельты необычайно плодородными» (с. 240) – не собственно разлив, а речные отложения в заливной пойме… «В случае особенно плодородного года, если Нил прибывал на 16 локтей…» (с. 242) – это данные античных авторов применительно к современной им топографии приречной долины; в эпоху фараонов разлив такого высочайшего уровня сулил не щедрый урожай и «еще один цикл счастливого существования», а экологическую катастрофу национального масштаба [ср. Прусаков. Рецензия… С. 183]; Солкин с постоянством, говорящим о системном невежестве, дает искаженную картину всего, чего бы он ни коснулся в угаре плагиата… однако пора познакомиться с творчеством третьего соавтора этой уникальной «энциклопедии» – Селяниным:

«Ном. …Для египетской исторической традиции характерно представление о Египте как о стране, изначально разделенной на два больших государства: верхнеегипетское, с центром в Нехене (совр. Ком эль-Ахмар), и нижнеегипетское, с центром в Буто (совр. Телль эль-Фараин)… Согласно “Текстам пирамид”, создание единого египетского государства носит вполне “мирный” характер. Царю вручают страну боги: “Объединяет тебе Атум области (сепат), дает он тебе поселения (ниут)”… На печатях (цилиндрах и их оттисках) архаического периода символы номов встречаются с конца II династии…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 244].

Ср.: «Древнеегипетская традиция сохранила воспоминание о двух додинастических государствах Верхнего и Нижнего Египта … с культовым и административным центром в Нехене (Иераконполь греков, совр. Ком-эль-Ахмар)… религиозным и политическим центром …Пе (Буто греков, совр. Ком-эль-Фарайн)… В Текстах пирамид … процесс создания государства Нижнего и Верхнего Египта представлен совсем “мирным”, как передача страны богами царю: “Объединяет тебе Атум области (sp3wt), дает он тебе поселения (njwwt)”… На печатях-цилиндрах и их оттисках Раннего царства названия номов встречаются с конца II династии…» [Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III–VIII династии). М., 1992. С. 15–17].

Отмечу вскользь, что указанная книга Т.Н. Савельевой в «избранной библиографии на русском языке» (с. 462–467) у Солкина и др. отсутствует.

«Я искренне благодарю за помощь и вклад в общее дело Владимира Ларченко (ВНЛ), Максима Лебедева (МАЛ) и Константина Селянина (КВС)… Члены Ассоциации – это люди, которых объединяет не только желание глубоко изучать историю и культуру Древнего Египта, опираясь на лучшие традиции отечественного востоковедения, но и стремление показать нашим современникам непреходящую актуальность наследия страны фараонов» (с. 10, 479) – нужно обладать несусветной наглостью, чтобы приписывать «лучшим традициям» отечественного востоковедения плагиат; до самозванца Солкина с его болезненными претензиями на египтологическое мессианство ничего подобного российское востоковедение не знало... Впрочем, уже очень скоро «верные друзья» перегрызлись, см., н-р:
http://www.neplaneta.ru/phorum/read.php?f=1&i=22556&t=22074.


О
«Оазисы. Оазисы в Ливийской пустыне, к западу от долины Нила, издревле были заселены египтянами и этнически близкими к ним племенами ливийцев» (с. 256) – чушь; когда эпипалеолитические люди начинали обживать оазисы Западной пустыни, они еще не были ни египтянами, ни ливийцами…

«Говорить то, в чем сомневаюсь, не имею привычки» (Солкин: http://victorsolkin.livejournal.com/84702.html).

«Osiris. One of the most important deities of ancient Egypt, whose principal association is with death, resurrection and fertility. He is usually depicted as a mummy whose hands project through his wrappings to hold the royal insignia of crook and flail. He wears the distinctive atef crown, consisting of the tall “white crown” flanked by two plumes, sometimes shown with the horns of a ram. His flesh was sometimes shown as white, like the mummy wrappings, black to signify the fertile Nile alluvium, or green in allusion to resurrection. Osiris was one of the earliest Egyptian gods, probably originally regarded simply as a chthonic fertility-god overseeing the growth of crops, and perhaps with some connection to the inundation as a source of fertile alluvium... It seems likely ... that his insignia were taken from Andjety, a god of Busiris (ancient Djedu) in the Delta. It is likely that the legend of Osiris as the dead form of an earthly ruler was also taken over from Andjety’s cult...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 213–214].

«Осирис. Осирис, один из наиболее знаменитых и значительных богов Древнего Египта, воплощал плодородие и возрождение, побеждающее смерть. Он изображался в виде мумии, держащей в руках символы царской власти – “крюк” хекет и “плеть” нехеху. Важный атрибут Осириса – корона атеф, состоящая из высокой кеглеобразной центральной части, двух обрамляющих ее страусовых перьев и иногда дополняющих ее солнечного диска и рогов овна. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, но чаще – черным, как плодородная египетская земля, или зеленым, в знак возрождения сил природы. Осирис – один из древнейших богов Египта, изначально хтоническое божество плодородия, связанное с зерном, ростом растений, паводком Нила. Культ бога происходит из города Джедду (Бусириса) в Дельте, где он был отождествлен с локальным божеством Анеджти, которому изначально принадлежали “крюк” и “плеть” Осириса…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 261].


www.narod.ru
index.html

Hosted by uCoz