3. Г–И  

Г
«Гиза. …Пирамида Хуфу была построена … из нескольких миллионов великолепно отшлифованных белых известняковых блоков из расположенных неподалеку каменоломен Туры» (с. 88) – Солкин в начетническом экстазе забывает, что никто, кроме строителей, не видел блоки в толще пирамиды – откуда же нам знать, что они великолепно отшлифованные и белые? При этом он даже не задумывается, чего стоит доставить с другого берега Нила несколько миллионов каменных блоков средним весом 2,5 т каждый. На самом деле пирамида Хеопса «построена из местных известняковых блоков, вырубленных на плато Гизе, а затем облицована белыми плитами турского известняка» [Дженкинс Н. Ладья под пирамидой. М., 1986. С. 16–17]; и ведь Солкин в этой статье ссылается на книжку Дженкинс! Да что толку, если в его подаче ладья, найденная около пирамиды Хуфу, «имеет 44 м в длину и 9 м в ширину» (с. 91) – ср.: «Собранная Царская ладья имеет 43,4 метра в длину и 5,9 метра в самой широкой части корпуса» [Дженкинс. Ладья под пирамидой. С. 72]; не менее странно, что в библиографии энциклопедической статьи о некрополе Гизы отсутствует классический труд [Junker H. Giza. I–XII. Wien und Leipzig, 1929–1955]…

«Giza. ...The earliest known monument is mastaba V, which probably dates to the reign of the 1st-Dynasty ruler Djet. The name of the owner of the tomb is unknown, although the presence of the graves of fifty-six retainers suggests that he or she was an important member of the Early Dynastic elite. Jar-sealings bearing the name of the 2nd-Dynasty ruler Nynetjer have also been found in a tomb to the south of the main necropolis» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 109–110].

«Гиза. …Самый ранний известный памятник на плато Гиза – так называемая мастаба V, возведенная в эпоху правления царя I династии Джета. Имя погребенного в этой гробнице неизвестно, однако расположенные неподалеку гробницы 56 слуг свидетельствуют о том, что он был весьма знатным человеком. В гробнице, расположенной к югу от основного некрополя, обнаружены оттиски печатей с сосудов для вина с именем правителя II династии Нинечера» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 88].

«Я сторонник уважительного подхода к источнику… Для меня нет ничего выше и удивительнее того, что было действительно создано на берегах Нила тысячелетия тому назад» (http://victorsolkin.livejournal.com/45372.html).


Д
«Джосер… – второй царь III династии Древнего царства… Предшественник царя, первый фараон III династии Санахт, возможно, был братом Джосера» (с. 106) – однако в завершающей «энциклопедию» хронологической таблице, заимствованной Солкиным у А. Додсона, Джосер в ряду представителей III династии занимает первое место, а Санахт – второе (с. 452); вот и думай, что хочешь… или читай египтологическую литературу, в которой, как правило, основателем III дома называют Джосера, его преемником – Сехемхета, тогда как Санахта, предположительно при жизни обладавшего личным именем в картуше (Небка), отодвигают к концу династии; проблему усложняет то, что Абидосский и Туринский «царские списки» помещают царя Небка непосредственно перед Джосером [Wilkinson T. Early Dynastic Egypt. L., 1999. P. 94 ff.]; впрочем, Солкин нисколько не затрудняется такими пустяками и без всяких оговорок помещает в свой «справочник» заведомо взаимоисключающие данные…

«Djoser. ...First ruler of the 3rd Dynasty... Few facts are known concerning Djoser himself or the events of his reign, and most of the “historical” information concerning his reign takes the form of late sources, such as the Famine Stele at Sehel. Only the Horus name Netjerikhet was found in 3rd-Dynasty inscriptions associated with the pyramid, and it is only through New Kingdom graffiti that an association has been made between this name and Djoser. A number of fragments of statuary representing Netjerikhet were recovered from the pyramid complex, including an almost life-size seated statue from the serdab (now in Cairo), and on the walls of one of the subterranean galleries to the east of the burial chamber were three reliefs depicting the king enacting various rituals» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 87].

«Джосер. …К сожалению, о значимом царствовании Джосера известно совсем немного и, в основном, из более поздних источников – например, “стелы Семилетнего голода”, сохранившейся на острове Сехель… В заупокойном комплексе в Саккаре сохранилось только “хорово” имя царя – Нечерихет; лишь с Нового царства граффити ассоциируют его с именем Джосер… При раскопках комплекса … были обнаружены фрагменты статуй Нечерихета, в том числе уникальное расписанное скульптурное изображение царя, выполненное в человеческий рост из известняка. Оно помещалось в сердабе пирамидного комплекса, а в настоящее время хранится в собрании Египетского музея в Каире. В восточной части лабиринта галерей, находящихся под пирамидой, были обнаружены интереснейшие изображения царя, совершающего различные религиозные церемонии» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 106].

«demons. In Egyptian religion and mythology, the demons who affected the living were of two main types: the “Messengers of Sekhmet” and those associated with the netherworld. The first type of demon represents the goddess Sekhmet in her evel aspect, and this category also includes various other spirits, such as the discontented dead, evel spirits and even sleepwalkers. This type was thought to be especially prevalent at the end of each year and had to be warded off by the benevolent demons of Osiris and his followers. This host of demons lived at the edge of the created world, where they formed the forces of chaos which from time to time affected the lives and afterlives of humans. The demons of the netherworld were still more terrifying...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 83].

«Духи и демоны. В египетской религии и мифологии многочисленные духи и демоны, приносящие вред человеку, считались либо посланниками Сехмет, либо обитателями загробного мира. Среди слуг грозной львиноголовой богини Сехмет в ее яростной ипостаси были самые различные духи и существа, а помимо них – неумиротворенные души умерших, злобные призраки и даже сомнамбулы. Эти существа считались особенно опасными для людей в конце года и изгонялись при помощи доброжелательных демонов, служащих Осирису и его спутникам. Их обиталища находились на краю сотворенного мира, откуда эти силы хаоса иногда наведывались в мир живых и в загробный мир. Демоны и духи загробного мира представлялись еще более ужасными…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 108–109].

«…разрушение – единственное условие, которое позволит со временем получить специалистов-гуманитариев высокого уровня и, внимание, среднего и молодого возраста на ключевых местах в соответствующей области. Только тогда закончится история о буксующем и трещащем по швам сталинском грузовике на трассе “Формулы-1”. Увы, пока образ нашей гуманитарной науки на фоне того, что происходит в мире, именно таков» (Солкин «ЖЖот»: http://victorsolkin.livejournal.com/83577.html).


Е
Нет ни одной статьи, отсутствует даже «Египтология»! Для всей «энциклопедии» у Солкина нашлось только одно слово на эту букву в именном указателе: Евфрат (с. 470). Египтологам места не хватило, и поделом: куда им до Солкина.

«Понятно, что везде есть светилы… Держались и держатся они именно из-за своего долга. Эти светилы, увы, не могут исправить порочности системы, о которой я говорю» (http://victorsolkin.livejournal.com/83577.html). «Я совершенно не даю спокойно спать многим людям… во первых, я слишком хорошо знаю уровень того, что мы делаем. А во-вторых слишком хорошо знаю существующую академическую систему… лицо науки изменилось бесповоротно и кое-кого пора выкидывать на свалку. Именно на свалку, потому что люди настолько многих затравили, украли столько чужого труда и так себя вели. что милосердия не заслуживают. Время рассудит» (http://victorsolkin.livejournal.com/73657.html).


Ж
Две статьи. «Жрецы. Данные о жречестве мы находим уже в древнейших египетских источниках… в припирамидных храмах правителей Древнего царства» (с. 112); «Жрицы. Уже в Древнем царстве … известны женщины-жрицы…» (с. 114) – «источниковедение» «светилы»-Солкина неизменно убогое; достаточно сказать, что письменные сведения о жрецах и жрицах имелись уже на «заупокойных» стелах при гробницах правителей I династии в Абидосе [см. Николаев А.Н. Стелы I–IV династий Древнего Египта. Структурный анализ памятников. Дисс. … канд. ист. наук. СПб., 2007].

«У меня, в свое время были поразительные, глубокие лекции по источниковедению (проф. Георгиева)» (немилосерден Солкин и к своим бывшим преподам: http://victorsolkin.livejournal.com/83577.html).

О качестве этих статей на Ж дают дополнительное представление сл. примеры: жрицы давали обет безбрачия, «посвящая себя музыке, благочестию и божеству» (с. 116) – божество у Солкина почему-то на последнем месте… ну и, разумеется, плагиат, куда же без него:

«Жрецы. …мальчики, готовящиеся стать жрецами, в особой школе должны были не только овладеть письмом и счетом, но и изучить образы богов, их имена и эпитеты, атрибуты и символы, знать все связанные с ними обряды, ритуалы и молитвы…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 112].

Ср.: «Школьники, которые готовились стать жрецами, учились, как все дети, читать и писать, но кроме этого … должны были знать образы богов, их эпитеты и атрибуты, все связанные с ними мифы и все относящиеся к ним обряды…» [Монтэ. Египет Рамсесов. С. 277].


З
Тоже только две статьи: «Заупокойный мир» и «Заупокойные тексты» (с. 118–124) – банальные компиляции, никакого самостоятельного осмысления материала… и ляпы, конечно: «После падения Древнего царства корпус заупоукойных текстов претерпел значительную модификацию» (с. 121) – разве что только такому «египтологу», как Солкин, приходится объяснять, что Древнее (Старое) царство не могло пасть, поскольку оно суть не государственное образование, а историческая эпоха; нашему горе-ученому не надо было коверкать текст оригинала, с которого он списывал: «С завершением Древнего царства … погребальная литература претерпевает значительные изменения» [Чегодаев М.А. Древнеегипетская «Книга Мертвых» // Вопросы истории. 1994. N 8. С. 147]; ниже мы вернемся к этому источнику Солкина.

«Начинать изучение Египта с религии – просто глупо. Не поймешь. А вот с истории, с эпохи… – логично» (из интервью с Солкиным в сети: http://arheo.manefon.org/?p=211).


И
«Иераконполь. …Святилище Нехбет находилось на западном берегу реки в Эль-Кабе» (с. 127) – на восточном… «бронзовые статуи фараона Пепи I и его сына Меренра» (с. 128) – медные… «В результате систематических раскопок … удалось выяснить, что царь Нехена Нармер на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. объединил Египет, победив правителя Нижнего Египта, чьим титулом был бити, а резиденцией – Буто» (с. 127) – ничего подобного тогда выяснить не удалось; палетка «Нармера», которую объявили вещественным доказательством «триумфального объединения Обеих земель» (с. 128; до чего же Солкин любит пышные словеса! зачем вообще в справочнике эмоции?), таких сведений не дает; открытый в конце XIX в., этот редкий памятник взбудоражил исследователей, которые на волне энтузиазма поспешили «вычитать» из него историю, соответствовавшую не столько археологическим реалиям, сколько тогдашним априорным представлениям о политогенезе архаического Египта; сегодня совершенно незачем раз за разом повторять египтологические заблуждения столетней давности… «Самое известное сооружение городского некрополя – гробница…» (с. 128) – иераконпольская доисторическая «гробница 100» была не сооружением, а четырехугольной ямой с кирпичной перегородкой [Quibell J., Green F. Hierakonpolis. Pt. 2. L., 1902. Pl. LXXV]... «Имхотеп – знаменитый архитектор, создавший первую египетскую пирамиду – ступенчатую усыпальницу царя III династии Нечерихета Джосера…» (с. 129) – пирамида Джосера была не усыпальницей, а надгробием; собственно усыпальница (погребальная камера) находилась под ней на глубине ок. 30 м [Lauer J.-Ph. Fouilles a Saqqarah. La Pyramide a degres. Т. 1. Le Caire, 1936. Р. 10]…

«Imhotep. ...Manetho credits him (under the Greek form of his name, Imouthes) with the invention of building in dressed stone... It was for his great learning that he was most respected and, some two thousand years after his death, the first evidence appears of his deification, a great rarity for non-royal individuals in ancient Egypt. He was considered to be a god of wisdom, writing and medicine, and as a result became linked with the cults of the gods Thoth and Ptah. The Greeks identified him with their own god of medicine, Asklepios, and his cult centre at Saqqara, the “Asklepion”, became a centre for pilgrimage by those seeking healing. Many worshippers left a mummified ibis as a votive offering to him in the great underground catacombs nearby... The Saqqara catacombs extend beneath the 3rd-Dynasty mastaba tombs, a fact which led the British archaeologist W.B. Emery to search the area for the tomb of Imhotep himself...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 139–140].

«Имхотеп. …Манефон, именуя Имхотепа Имутесом, приписывает ему изобретение каменной архитектуры Египта… За огромную мудрость и архитектурный гений Имхотеп почитался на протяжении двух тысячелетий после своей кончины, что было величайшей редкостью для египтянина нецарского происхождения. Обожествленному Имхотепу поклонялись как богу медицины, астрономии и искусства, его отождествляли с Тотом и Птахом. Греки отождествили Имхотепа со своим богом медицины Асклепием; культ этого синкретического божества, дарующего исцеление телу и душе, процветал в Саккаре в знаменитом Асклепийоне. Многочисленные паломники оставляли здесь в качестве вотивных приношений мумифицированных ибисов… Священные катакомбы Асклепийона в Саккаре простираются под некрополем мастаб III династии, что привело археолога У. Эмери к предположению, что где-то поблизости должно находиться и погребение самого Имхотепа…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 129].

«Intef. Name taken by three rulers of the Theban 11th Dynasty, who were all buried in rock-cut saff tombs, in the el-Tarif region of western Thebes. They called themselves after an 8th-Dynasty Theban nomarch (provincial governor) and chief priest, listed as a ruler in the so-called Table of Karnak (an 18th-Dynasty Theban king list), who was the father of Mentuhotep I, the founder of the 11th Dynasty...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 141].

«Интеф. Личное имя Интеф носили три правителя фиванской XI династии, которые были погребены в скальных гробницах некрополя эль-Тареф в западных Фивах. Имена этих царей были взяты в честь номарха Фив и верховного жреца эпохи правления VIII династии Интефа, …который считался … отцом основателя XI династии Ментухотепа I, согласно Карнакскому царскому списку (XVIII династия)…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 132].

«Но вот в чем незадача: я сужу о людях не по их званию или степени, а по уму и данным. А потому без проблем разрешаю написать в первую российскую национальную энциклопедию “Древний Египет” четыре статьи старшему школьнику, удостоверившись, что он знает больше, чем “доцент” кафедры истории Древнего мира МГУ» (http://victorsolkin.livejournal.com/73657.html). «Просто египтология в россии – очень злая специальность. Много дрязг, амбиций и дури» (http://victorsolkin.livejournal.com/73657.html).


www.narod.ru
index.html

Hosted by uCoz