2. А–В  

А
«Абидос (др.-егип. Абджиу) … иногда именовавшийся в древности Та ур, “Великая земля”» (с. 12) – Абидос на «др.-егип.», как принято условно огласовывать, будет Абджу; «Абджиу» Солкина суть увечная калька «anc. Abdjw» из [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 13]… Та Ур – «Великой Землей» именовался не Абджу, а Тинитский ном, где находился этот «город» [e.g. Faulkner R. A Concise Dictionary of Middle Egyptian. Oxf., 1991. P. 293]… «Самыми ранними его памятниками являются гробницы Архаического периода истории Египта» (с. 12) – Солкин не знает египетскую историю и археологию, включая современные труды: древнейшие исторические памятники Абидоса (гробницы и др.) сегодня датируются не архаическим, а по крайней мере протодинастическим периодом [Dreyer G. Umm el-Qaab I. Das praedynastische Koenigsgrab U-j und seine fruehen Schriftzeugnisse. Mainz, 1998; Hartung U. Umm el-Qaab II. Importkeramik aus dem Friedhof U in Abydos (Umm el-Qaab) und die Beziehungen Aegyptens zu Vorderasien im 4. Jahrtausend v. Chr. Mainz 2001; Breyer F. Die Schriftzeugnisse des Praedynastischen Koenigsgrabes U-j in Umm el-Qaab: Versuch einer Neuinterpretation // Journal of Egyptian Archaeology. 2002. V. 88. P. 53–65].

«Abu Roash. Site of the unfinished funerary complex of the 4th-Dynasty ruler Djedefra, the ancient name for which was “Djedefra is a sehedu star”. The pyramid, situated to the north of Giza on the west bank of the Nile, was evidently in better condition in 1839, when it was first examined by Richard Howard Vyse and John Perring. Since then, the site has suffered heavily, having been used as a quarry in the 1880s, but enough stone blocks remain to show that it was intended to be partly incased in red granite. The mortuary temple on the east side of the pyramid and a large boat pit to the south were both excavated by Emile Chassinat in 1901…»

F. Bisson de la Roque, Rapport sur les fouilles d’Abou-Roash, 3 vols (Cairo, 1924–5). ...
C. Desroches Noblecourt (ed.), Une siecle de fouilles francaises en Egypte, 1880–1980 (Paris, 1981), 44–53.
[Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 11].

«Абу Роаш. Название Абу Роаш носит некрополь эпохи IV династии, в центре которого находится незавершенный пирамидный комплекс фараона Джедефра, именовавшийся в древности “Джедефра – звезда сехеду”. Этот комплекс, расположенный в 7,5 км к северо-востоку от Гизы на западном берегу Нила, был впервые исследован Р. Визом и Дж. Перрингом в 1839 году. С тех пор пирамида сильно пострадала от рук местных жителей, использовавших ее в качестве каменоломни; тем не менее все еще видно, что в древности сооружение было облицовано превосходным красным гранитом. К востоку от пирамиды был возведен заупокойный храм, а к югу – большой док для священной ладьи; оба памятника были исследованы Э. Шассина в 1901 году…»

Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986.
Bisson de la Roque F. Rapport sur les fouilles d’Abou-Roash. Vol. I–III. Le Caire, 1924–1925.
Desroches Noblecourt Ch. (ed.) Une siecle de fouilles francaises en Egypte, 1880–1980. Paris, 1981. Pp. 44–53. ...
[Солкин и др. «Энциклопедия», с. 15].

Солкин даже списать толком не может. Сказано же у британцев: памятник находится севернее Гизы. А если так уж приспичило «блеснуть эрудицией», уточнив географическое направление, то надо было заглянуть в карту Египта или хотя бы сюда: «Пирамида Джедефра … расположена у деревни Абу-Роаш…, примерно в 9 километрах северо-западнее Гизе» [Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986. С. 283].

«Aker. Earth-god whose cult can be traced back to the Early Dynastic period. He was most often represented as a form of “double-sphinx”, consisting of two lions seated back to back, but he was also occasionally portrayed simply as a tract of land with lions’ heads or human heads at either side. The symbolism of Aker was closely associated with the junction of the eastern and western horizons in the underworld. Because the lions faced towards both sunrise and sunset, the god was closely associated with the journey of the sun through the underworld each night...»

M.F. Bisson de la Roque, “Notes sur Aker”, BIFAO 30 (1930), 575–80.
C. De Wit, Le role et le sens du lion (Leiden, 1951). …
J.R. Ogdon, “Some notes on the name and iconography of the god ‘kr”, VA 2 (1986), 127–35.
[Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 19].

«Акер. Акер – древний бог земли, культ которого зародился в раннединастическую эпоху истории Египта. Этот бог изображался в виде двух львов, сидящих спинами друг к другу, либо как фрагмент почвы с львиными или человеческими головами на противоположных концах, смотрящими на восток и на запад. Символически Акер, страж первых ворот Дуата, воплощал собой воссоединение восточного и западного горизонтов в загробном мире, путь через преисподнюю, который совершает солнечное божество каждую ночь…»

Bisson de la Roque M.F. Notes sur Aker // BIFAO. – 30 (1930).
De Wit C. Le role et le sens du lion. – Leiden, 1951.
Ogdon J.R. Some notes on the name and iconography of the god akr // VA. – 2 (1986).
[Солкин и др. «Энциклопедия», с. 23].

Приводить постатейные библиографии далее не буду, установив, что Солкин обычно воспроизводит их с оригиналов целиком (включая ошибки, ср. выше: F. Bisson de la Roque – M.F. Bisson de la Roque) или с незначительными вариациями.

«Ahmose II (Amasis)... Pharaoh of the late 26th Dynasty, who was originally a general in Nubia during the reign of Psamtek II. He came to the throne following his defeat of Apries at the “Battle of Momemphis”, which – according to a badly damaged stele – may actually have taken place near Terana on the Canopic branch of the Nile... Only a small number of sculptures representing Ahmose II have survived, and his name was apparently removed from many of his monuments by Cambyses. The buildings he constructed at Sais, Buto, Memphis and Abydos have also been poorly preserved; although his tomb, located within the temple precincts at Sais, was ransacked in ancient times, a number of his shabtis have been preserved» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 19].

«Амасис (Яхмес II). …фараон XXVI династии, до воцарения занимавший важные военные посты в Нубии при фараоне Псамметихе II. Амасис взошел на престол, победив царя Априя во время “Битвы при Момемфисе”, которая, согласно тексту сильно поврежденной стелы, произошла неподалеку от Тераны на Канопском рукаве Нила в Дельте… К сожалению, до нашего времени дошло мало памятников с именем Амасиса, так как они целенаправленно уничтожались при Камбизе. В обширную архитектурную программу Амасиса входили постройки в Саисе, Буто, Мемфисе и Абидосе, которые очень плохо сохранились. Гробница Амасиса, расположенная в стене храма богини Нейт в Саисе, была уничтожена еще в древности, однако до наших дней сохранилось несколько ушебти царя» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 26].

Плагиатор Солкин морочит своих незадачливых почитателей еще и скверными переводами с английского, искажающими смысл профессиональных авторских текстов (ср., н-р: «within the temple precincts» и «в стене храма»).

«Может быть Ваша специальность позволяет не быть включенным в западную науку, а египтология, как впрочем, и любая другая отрасль востоковедения, – нет. “Стандарты качества” в данном случае, это не только уровень знания древнего и современных иностранных языков и умение оперировать источниками, но и знание памятников материальной культуры и последних иностранных работ по теме исследования. В России с этим очень плохо» (демагогия Солкина в ЖЖ: http://victorsolkin.livejournal.com/83577.html).


Б
«Бастет – богиня-кошка… Древние греки отождествляли Бастет с Афродитой. У Геродота (II, 137–138) сохранилось описание ежегодного празднества в честь Бастет, госпожи радости, веселья и опьянения, во время которого “выпивают виноградного вина больше, чем за весь год”» (с. 67) – Солкин, как это с ним происходит постоянно, запутался сам и путает читателей; см. у того же Геродота: «(богиня) Бубастис же по-эллински – Артемида» [II, 137], или здесь: «Древние греки отождествляли Б. с Артемидой» [Рубинштейн Р.И. Баст // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1 / Ред. С.А. Токарев. М., 1991. С. 163]; кроме того, описание праздника Бастет, включая приводимую Солкиным цитату, у Геродота присутствует не в (II, 137–138), а в (II, 60)… «Буто. …Город впервые исследовал Ф. Питри в 1886 году» (с. 75) – cf.: «In 1888 the site was identified as ancient Buto by Flinders Petrie» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 97]; мелочь, конечно, в сравнении с громадьём общей концепции облапошивания «президентом ассоциации Маат» доверчивой «читающей массы»…

«Buhen. ...The remains were first studied in 1819 but mainly excavated between 1957 and 1964. The settlement at Buhen was founded in the Old Kingdom as a centre for Egyptian mining expeditions. An impressive array of mud-brick fortifications were constructed around the settlement in the 12th Dynasty, thus transforming it into a military garrison controlling the area to the north of the second Nile cataract. The 12th-Dynasty settlement consisted of several regular, rectangular blocks of housing separated by six major streets. The subsequent New Kingdom town was undoubtedly much more of a civilian settlement, as the frontier of Egypt was pushed further south than the fourth Nile cataract, thus considerably reducing Buhen’s military importance...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 56–57].

«Бухен. …Руины крепости впервые были исследованы в 1819 году, однако систематические раскопки были осуществлены лишь в 1957–1964 годах. Поселение в Бухене было основано в период Древнего царства и являлось крупным центром для экспедиций по разработке рудников и месторождений золота и других полезных ископаемых. Монументальные стены из кирпича-сырца были сооружены вокруг поселения в Среднем царстве, что сделало Бухен мощным военным гарнизоном, контролировавшим пути к северу от Второго порога Нила. Поселение Среднего царства в Бухене состояло из нескольких одинаковых прямоугольных блоков домов, разделенных шестью улицами. Позже, в начале Нового царства, Бухен стал полноценным городом, так как южная граница египетского государства отодвинулась далеко к Четвертому порогу Нила и военная значимость крепости сильно уменьшилась…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 75–76].

Соавторы Солкина, усвоившие его уроки и моральные принципы, под стать «учителю»; вот опыты юного Лебедева, во времена фабрикации данного энциклопедического шедевра даже не студента (а ныне выпускника истфака МГУ; подрастают кадры):

«marriage. ...The word hemet, conventionally translated as “wife”, is regularly used to identify a man’s female partner... the equivalent male term hi (“husband”) is only rarely encountered... The word hebswt seems to have been used to refer to another category of female partner, which is occasionally translated as “concubine”, but ... some texts of the New Kingdom describe a woman as both hemet and hebswt at the same time. Hebswt is therefore sometimes taken to refer to a man’s second or third wife, if he re-married after the death or divorce of an earlier spouse... A number of legal texts, often described as “marriage contracts”, have survived from the period spanning the Late and Ptolemaic periods. These texts, frequently incorporating the phrase shep en sehemet (“price for [marrying] a woman”), appear to lay down the property rights of each of the partners in a marriage...» [Shaw, Nicholson. British Museum Dictionary, р. 170–171].

«Брак и семья. …Слово хемет, традиционно переводящееся как “супруга”, встречается в египетских текстах очень часто, в отличие от редкого хи – “супруг”. Термином хебсут обозначалась другая категория женщин – наложницы. Однако в некоторых источниках одна и та же женщина порой именуется обоими терминами – это говорит о том, что она была второй или третьей женой мужчины, первый брак которого завершился вдовством или разводом. От позднего периода до нас дошли многочисленные “брачные контракты”. Особенно значимой в них была формула шеп эн сехемет, “цена за женщину”, обозначавшая размер выкупа за право женитьбы, который вносил каждый партнер для вступления в брак…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 72].

«В ВУЗы пришло “небитое поколение”, информации вокруг море, многие ездят и работают за рубежом. А это значит, что условная советская “научная” степень окончательно обесценилась, потому что теперь есть возможность сравнить то, что делают здесь и что делается за рубежом» (из переписки Солкина с искусствоведом Штейнером: http://victorsolkin.livejournal.com/78532.html). «Бил, бью и буду бить тех дармоедов, которые пишут несусветную блажь, прикрываясь титулом “кандидат” или “доктор наук”, которые они сами себе и присваивают. Порочный и, извините, поганый круг, который, разлагаясь, распространяет вокруг себя смрад и пытается схватить костлявыми руками молодых» (тоже Солкин: http://community.livejournal.com/ru_egypt/71218.html). – «Отлично! Так им, мракобесам… Мочи, Витя, мочи их… В вас Виктор сомневаться не стоит абсолютно… что порвете их в лоскуты…» (глас «непоротого поколения» в ЖЖ Солкина: http://victorsolkin.livejournal.com/44949.html; http://victorsolkin.livejournal.com/73169.html – этим-то несмышленышам кто жить мешает?!).


В
«Вади Хаммамат – высохшее русло древней реки… Со времени правления II династии в Вади Хаммамат регулярно снаряжались экспедиции, …свидетельство чему – многочисленные граффити, орудия и средства добычи камня, остатки лагерей» (с. 78) – прежде всего, Вади Хаммамат не «русло», а широко разветвленная система русел, оставленных древними речными или дождевыми потоками; «геоморфологическая» наивность Солкина гармонично сочетается с его историко-археологическим дилетантизмом; Солкин заблуждается, прослеживая эпопею освоения «Вади Хаммамата» лишь со II династии: давно известны тамошние захоронения и керамика неолитической культуры Бадари (4400–4000 гг. до н.э.) и каменные разработки энеолитического Герзейского периода (3600–3200 гг. до н.э.), а в одной из веток (Вади Каш) – серехи царя 0-й или I династии «Нармера», которые считаются древнейшими наскальными надписями Восточной пустыни [e.g. Winkler H. Rock Drawings of Southern Upper Egypt. V. 1. L., 1938. Pl. XI.1; Debono F. Expedition archeologique royale du desert oriental // Annales du Service des antiquites de l’Egypte. 1951. T. 51. P. 59–91]… «Время. В древнеегипетском мировоззрении все сущее истолковывалось как совокупность понятий нехех и джет, обозначающих всеохватный, абсолютный горизонт целостности» (с. 79) – пусть кто-нибудь расшифрует мне этот бред… «Средняя продолжительность жизни древнего обитателя долины Нила составляла 30 лет… Переход через этот рубеж означал для египтянина начало качественно нового этапа существования; фараон отмечал это празднованием юбилейной церемонии сед» (с. 80) – во-первых, кто и на каком антропологическом материале с такой феноменальной точностью определил средний возраст египтян эпохи фараонов?! (Для сравнения, в слое эпипалеолитической культуры Карун = Фаюм В, которая датируется VIII–VII тыс. до н.э., был найден костяк женщины, чей возраст достигал 35–40 лет [Henneberg M., Kobusiewicz M., Schild R., Wendorf F. The Early Neolithic, Quarunian Burial from the Northern Fayum Desert (Egypt) // Late Prehistory of the Nile Basin and the Sahara / Eds. L. Krzyzaniak, M. Kobusiewicz. Poznan, 1989. P. 181–196]). Во-вторых, хеб-сед праздновался фараонами не на 30-м году жизни, а на 30-м году царствования; здесь «выдающийся египтолог» Солкин демонстрирует совсем уж поразительное неведение, ибо речь идет о египтологических азах [см., н-р, Матье М.Э. Хеб-сед (Из истории древнеегипетской религии) // она же. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. М., 1996. С. 106–134]…

«Вади Хаммамат. …Заметное оживление эксплуатации рудников и каменоломен наблюдалось при Рамсесе IV, который снаряжал экспедиции на первом, третьем и четвертом годах своего правления. В состав последней из них входили 5000 воинов, 2000 храмовых рабочих и сотни других работников, начальник художников, три начальника каменоломен, 130 каменотесов, два рисовальщика, четыре резчика по камню и др. – всего 8368 человек…» [Солкин и др. «Энциклопедия», с. 78].

Ср.: «Но всех превзошел Рамсес IV, который для своей огромной экспедиции мобилизовал 9368 человек… Основную массу экспедиционного корпуса составляли 5000 воинов, 2000 работников из храмов и 800 наемников… начальник художников, три начальника каменоломен, 130 каменотесов, 2 рисовальщика и 4 резчика по камню» [Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М., 1989. С. 136].

Солкин блестяще освоил плагиат, но плохо знает источники, и потому напрасно пытается так решительно корректировать известного французского египтолога. К итоговой сумме Солкина (8368 или, по другой версии, 8362) следует добавить по крайней мере еще 900 [KRI VI, 14: 9] «men ... who died from the hardships incident to such a desert journey, and the labour of the quarry in the fierce heat of the desert» [Breasted J. Ancient Records of Egypt. V. 4. Chicago, 1906. P. 223] или «fonctionnaires du gouvernement cenral», которые «comptaient dans cet effectif, mais n’accompagnaient l’expedition que de loin» [Montet P. La vie quotidienne en Egypte au temps des Ramses (XIII–XII siecles avant J.-C.). P., 1946. P. 136]. Ср.: Рамсес IV «отправил свыше 9 тыс. человек за камнем в пустыню к востоку от реки в Вади Хаммамат» [Перепелкин Ю.Я. Египет после солнцепоклоннического переворота (вторая половина Нового царства, конец XIV – начало XI в. до н.э.; XIX–XX династии) // История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Ред. Г.М. Бонгард-Левин. М., 1988. С. 568–570]. К тому же экспедиция эта была не 4-го, как врет Солкин, а 3-го года царствования Рамсеса IV (см. также: Couyat J., Montet P. Les inscriptions hieroglyphiques et hieratiques du ouаdi Hammаmаt. Le Caire, 1912. P. 34–39).

«Думается, что французский египтолог … пришел бы в ужас, если бы узнал о том, насколько “высок” уровень профессионализма в российской египтологии… Я стараюсь работать по европейским стандартам, а не по отечественным, – это еще один повод для ненависти… Приятно быть иным, о чем говорю всегда и везде… А ненависть – это как знак качества. Признание того, что ыт другой. И, в целом, эту инаковость приятно осознавать. Как комплимент. Искренний до болезненности» (болтовня Солкина в сети: http://victorsolkin.livejournal.com/44949.html; http://community.livejournal.com/ancient_ru/109469.html; http://community.livejournal.com/ru_egypt/71218.html; http://victorsolkin.livejournal.com/79400.html).


www.narod.ru
index.html

Hosted by uCoz